Кафедра всеобщей истории и социально-экономических дисциплин

Институт историии и филологии

Воротникова Наталья Сергеевна



Занимаемая должность (должности): доцент кафедры всеобщей истории и социально-экономических дисциплин, зам. декана по воспитательной работе на гуманитарном факультете

Направление подготовки и (или) специальность по диплому:

ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет», направление подготовки: история и юриспруденция, специальность: учитель истории и права, 2006 г.

Ученая степень (при наличии): кандидат исторических наук

Преподаваемые дисциплины:  

история, история России, история государственного управления в России, роль личности в истории России, история российского предпринимательства (лекции, семинарские занятия, консультации, индивидуальная работа со студентами, зачеты, экзамены, курсовые и контрольные работы, рефераты).

Общий научно-педагогический стаж работы:

11 лет (в университете), 9 лет (научно-педагогический)

Сведения о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

аспирантура ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет», по специальности «Отечественная история» в 2007-2011 гг., ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова» по программе «Инновационные и активные методы обучения» в 2015 г., ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» по дополнительной профессиональной программе «Методы социальной работы в гетерогенных студенческих группах» в 2016 г.,  магистратура ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» по направлению «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности» в 2015-2017 гг.

Сведения о диссертации (название, дата защиты, специальность):

Название: «Исторический опыт начального образования в деревне Вологодской губернии во второй половине XIX – начале XX века»

Дата защиты: 25 октября 2013 г. в Диссертационном совете Д 212.008.05 при ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Специальность: 07.00.02 – Отечественная история

Контактная информация: эл. почта: NS_history@mail.ru

Направления научной деятельности с указанием основных проектов:

История начального образования во второй половине XIX – начале XX века

История социального попечения во второй половине XIX – начале XX века

Учебно-методические работы:

  1. История: методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей / Вологда, 2015.
  2. История России : учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения всех направлений подготовки. – Вологда: ВоГУ, 2016. —  60 с. (без соавторов)
  3. История России :   учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения всех направлений подготовки. – Вологда: ВоГУ, 2016. —  59 с. (без соавторов)
  4. История государственного управления в России: учебно-методическое пособие для студентов всех направлений подготовки / Н.С. Воротникова. – Вологда: ВоГУ, 2017. – 60 с.
  5. История: Курс лекций (учебное пособие). Н.С. Воротникова, Ю.С. Егорова, О.А. Киселева, М.В. Левкова, И.Д. Попов, В.А. Саблин, А.В. Савина. — Вологда: ВоГУ, 2017. — 120 с.

Научные публикации:

  1. Школа в жизни учащихся и населения Европейского Севера (на примере Вологодской деревни) во второй половине XIX– начале ХХ века./ Артика и Север. 2012. №6. С.163-170.
  2. Органы местного самоуправления и их роль в развитии начального образования во второй половине XIX– начале ХХ в. (по материалам Вологодской губернии)// Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т.2. №39-2. С.29-33.
  3. Опыт финансирования народного образования во половине XIX — начале XX века (по материалам Вологодской губернии)// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. №1(19). С. 156-162
  4. Социальный потрет учителя начальной школы в Вологодской деревне (вторая половина XIX — начало XX в.)// Ярославский педагогический вестник. 2012. Т.1. №1. С.28-31.
  5. Грамотность населения Вологодской деревне во второй половине XIX — начале XX в.: материалы Десятой Всероссийской научно-технической конференции в 2-х томах. М.-во образования и науки Российской Федерации; Правительство Вологодской обл.; Вологодский государственный технический университет; [отв. ред. Плеханов А.А.]. Вологда, 2012. С.15-17.
  6. Начальное образование в жизни населения Вологодской деревни во второй половине XIX — начале XX в. // Известия высших учебных заведений. Поволжский район. Гуманитарные науки. 2013. №2 (26). С. 13-21.
  7. Деятельность предпринимателей в сфере начального образования в Вологодской губернии во второй половине XIX — начале XX вв.: материалы III международной научно-практической конференции. 2013. С. 157-162
  8. Устройство сельского образования в земских школах Вологодской губернии во второй половине XIX — начале XX века// Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. №8 (69). С.118-121.
  9. Организация и содержание учебного процесса в сельских министерских школах и школах грамоты Вологодской губернии во второй половине XIX — начале XX века: материалы научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 622-628.
  10. Источники личного происхождения о начальном образовании в деревне Вологодской губернии во второй половине XIX — начале XX вв.: материалы XIII Всероссийской научной конференции. 2015. С.252-254.
  11. История сельского прихода в Вологодской губернии// Н.С. Воротникова, А.Н. Сурикова. 2015. С. 150-151.
  12. Исторический опыт начального образования в деревне Вологодской губернии во второй половине XIX — начале XX века: монография/ Вологда,2015.
  13. Помощь народному образованию в Вологодской губернии во второй половине XIX — начале XX веков как форма социального попечения: материалы XIV Всероссийской научной конференции Вузовская наука – региону. М.-во образования и науки Российской Федерации; Правительство Вологодской обл.; Вологодский государственный университет. 2016. С.58-60
  14. Социальное значение народной школы в жизни населения Вологодской губернии во второй половине XIX — начале XX века: сборник статей II Международной научно-практической конференции Достижения в современной науке. 2016. С.44-48.
  15. Устройство сельского образования в земских школах Вологодской губернии во второй половине XIX — начале XX в. // Вестник Череповецкого государственного университета. Научный журнал. Технические науки, филологические науки, педагогические науки. – Череповец: ЧГУ, 2015. – № 8 (69). – 5 с. (без соавторов) (статья из перечня ВАК)
  16. Ученический состав сельских начальных школ Вологодской губернии во второй половине XIX – начале XX века // Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. – № 2. – 5,8 с. (без соавторов) (статья из перечня ВАК)
  17. Источниковедческий анализ начального образования в деревне Вологодской губернии во второй половине XIX – начале XX века // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Гуманитарные науки. – № 7. – 2016 (июль). – 8 с. (без соавторов) (статья из перечня ВАК)

 

Авторские гранты, участие в конкурсах, выставках и т.п.:

Наиболее значимым является участие в международных конференциях: г. Пензы «Достижения и инновации в современной науке», г. Вологды — «Молодые исследователи – регионам», «Леденцовские чтения. Бизнес. Наука. Образование», «Современный бизнес: процессы, перспективы, стратегии».

Выступление во всероссийских конференциях, таких как «Университетский историк» на базе Санкт-Петербургского университета,  «Государство и развитие образования в России в XVIII-XX вв.: политика, институты, личности» на базе Российского университета дружбы народов г. Москвы, «Череповецкие научные чтения» г. Череповца, а также ежегодное участие в конференции г. Вологды «Вузовская наука – региону».

Участие в региональных конференциях «Русский Север: вариативность развития в контексте исторического и социально-философского осмысления», «Историческое краеведение и архивы», «1917 год в истории России и современной идеологии»,  «Ежегодной научной сессии аспирантов и молодых ученых».